Лекции по советской детской литературе.
Г.Белых. Л.Пантелеев. Республика ШКИД.
   Аркадий Гайдар. Тимур и его команда.
   Евгений Шварц. Золушка.
   Евгений Шварц. Новые приключения кота в сапогах.
   Николай Носов. Рассказы.
   Борис Житков. Рассказы.
   Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
   Николай Носов. Витя Малеев в школе и дома
   Николай Носов. Приключения Толи Клюквина.
   Сергей Михалков. Сон с продолжением.
   Григорий Остер. Вредные советы.
   Григорий Остер. Сказка с подробностями.
   Александр Семенов. 12 агентов Ябеды-корябеды.
   Александр Семенов. Третий "А" попадает в карман.
   Борис Ряховский. Как Савушкин ходил за спичками.
   Юрий Коваль. Промах гражданина Лошакова.
   Юрий Коваль. Шамайка.
   Эдуард Успенский. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы.
   Эдуард Успенский. Элс де Грун. Год хорошего ребенка.
   Андрей Нуйкин. Посвящение в рыцари.
   Булат Окуджава. Прелестные приключения.
   Владислав Крапивин. Оранжевый портрет с крапиками.
   Владислав Крапивин. Выстрел с монитора.
   Владислав Крапивин. Застава на Якорном поле.
   Евгений Велтистов. Золотые весла времени, или Уйди-уйди.
   Илья Москвин. Форвард - в защиту.
   Марина Москвина. Не наступите на жука.
   Лия Симонова. Круг.
   Анна Масс. Тень от тени.
   И. Карнаухова. Наши собственные.
   Юрий Сотник. "Крокодиленок".
   Кир Булычев. Сто лет тому вперед.
   Кир Булычев. Каникулы в космосе, или Планета Пять-Четыре.
   Кир Булычев. Речной доктор.
   Т.Александрова. Домовенок Кузька.
   Александр Лесь. День исполнения желаний.
  
  
   ПРЕДИСЛОВИЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ Я ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТУ РАБОТУ
  
   На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. Наверное, настала пора вспомнить сюжеты детской литературы, на которых вырос я и выросло все мое поколение. И облечь благодарность, которую я чувствую к их авторам, из аморфной в зримую, конкретную форму. Это тем более необходимо сделать в связи с тем, что сюжеты детской советской литературы и сегодня не потеряли свою "актуальность", как говорят литературоведы. Вспоминаем мы их сегодня и в связи с кризисом концептуальности, характерном для постсоветского общества. Теперь, как известно, на смену идеологии строителей коммунизма пришла "рыночная" идеология ( или попросту говоря - усовершенствованная буржуазная идеология ), которая не предложила ничего существенно нового в деле воспитания подрастающего поколения.
   В советское время существовала стройная, объяснимая модель воспитания юношества ( октябрята - пионеры - комсомол ), которому четко давали понять, к чему ему надо стремиться. Теперь эта модель размыта, на смену единому мощному вектору воспитания пришла многовекторность путей развития человека, которую каждый из писателей, творящих для детей и юношества, понимает по-своему. В демократическом обществе каждый из писателей тащит одеяло на себя, не заботясь о том, как его произведения будут встроены в современную систему воспитания и образования.
   Собрав воедино более трех десятков объемных произведений советских писателей, предназначенных для детей, которые я ценю, я обнаружил, что они, к счастью, за редким исключением, не идеологизированы. Они не напоминают те рассказы о пионерах-героях, книжка с которыми была в моем распоряжении в юном возрасте, где настойчиво предлагалось следовать образцу поведения героев, пожертвовавших своей жизнью ради абстрактных идеалов. Они могли бы появиться и в "российское" время, ибо основной упор на них сделан на то, что М.С.Горбачев ( не к ночи будь он помянут ) называл "общечеловеческими ценностями". В самом деле, в них мало "советского", идеологического, и основной упор сделан на вечные, непреходящие ценности - дружбу, любовь к родителям, справедливость, честь, доброту к другим людям. Герои их - те же советские дети, но наделенные отличающими их, выделяющими из ряда сверстником качествами, - храбростью, сообразительностью, чувством юмора, способностью поддержать товарища в трудную минуту. В.Крапивин даже назвал своих героев особым словом - "койво" ( дети, наделенные сверхспособностями, которые, впрочем, не сразу заметны постороннему человеку ).
   Теперь немного - о "методе" настоящего исследования ( куда же без него ). Это прежде всего рассмотрение произведений писателей для детей на уровне сюжета и образов героев. Сюжетный анализ позволит нам лучше понять, как выстраиваются эти замечательные произведения, что держит в напряжении или просто привлекает внимание читателя в них. Концепт "Образы героев", его изучение предполагает рассмотрение связанных с героями произведений детских писателей устойчивых характеристик - мотивов, речевых характеристик героев и персонажей, их связей с другими героями. Другая цель данного исследования - познакомить читателей с, может быть, им еще неизвестными произведениями советской детской литературы, пробудить в читателях интерес к ним и побудить их к чтению заявленных книг.
   Произведения детских советских писателей в свое время издавались немалыми тиражами, и поэтому оказывали влияние на умы подрастающего поколения. В отличие от работ современных детских писателей, которые, по сравнению с их советскими коллегами, читают единицы. Видимо, власть придержащие в современной России считают, что у власти есть более важные заботы, нежели популяризация важных для воспитания детей книг детских авторов. При этом нельзя отделаться от мысли, что, вероятно, современные детские писатели так и не предложили никакой концептульной содержательности в своих произведениях, способной увлекать молодых их читателей. Может быть, они просто не сберегли свой талант ( если он у них когда-то был )?
   Вы заметите, что большинство произведений, рассмотренных мною, относится к годам "перестройки" - второй половине 80-х годов прошлого века. Это было время расцвета детской ( да и взрослой ) советской литературы. Объявленные гласность и плюрализм позволяли писателям высказываться в своих книгах без набивших уже оскомину идеологических клише. В какой-то степени это было и время смелых экспериментов в области сюжетов и героев. Новизне сюжетов и образности книг будет уделено в моем исследовании особое внимание.
ПОДРОБНО - СМОТРИ ЗДЕСЬ - http://samlib.ru/p/petrakow_i_a/lekciiposowetskojdetskojliterature.shtml
Категория: Мои статьи | Добавил: Egor (16.04.2020)
Просмотров: 199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar