- Г.Белых. Л.Пантелеев. Республика ШКИД.
- Аркадий Гайдар. Тимур и его команда.
- Евгений Шварц. Золушка.
- Евгений Шварц. Новые приключения кота в сапогах.
- Николай Носов. Рассказы.
- Борис Житков. Рассказы.
- Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
- Николай Носов. Витя Малеев в школе и дома
- Николай Носов. Приключения Толи Клюквина.
- Сергей Михалков. Сон с продолжением.
- Григорий Остер. Вредные советы.
- Григорий Остер. Сказка с подробностями.
- Александр Семенов. 12 агентов Ябеды-корябеды.
- Александр Семенов. Третий "А" попадает в карман.
- Борис Ряховский. Как Савушкин ходил за спичками.
- Юрий Коваль. Промах гражданина Лошакова.
- Юрий Коваль. Шамайка.
- Эдуард Успенский. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы.
- Эдуард Успенский. Элс де Грун. Год хорошего ребенка.
- Андрей Нуйкин. Посвящение в рыцари.
- Булат Окуджава. Прелестные приключения.
- Владислав Крапивин. Оранжевый портрет с крапиками.
- Владислав Крапивин. Выстрел с монитора.
- Владислав Крапивин. Застава на Якорном поле.
- Евгений Велтистов. Золотые весла времени, или Уйди-уйди.
- Илья Москвин. Форвард - в защиту.
- Марина Москвина. Не наступите на жука.
- Лия Симонова. Круг.
- Анна Масс. Тень от тени.
- И. Карнаухова. Наши собственные.
- Юрий Сотник. "Крокодиленок".
- Кир Булычев. Сто лет тому вперед.
- Кир Булычев. Каникулы в космосе, или Планета Пять-Четыре.
- Кир Булычев. Речной доктор.
- Т.Александрова. Домовенок Кузька.
- Александр Лесь. День исполнения желаний.
-
-
- ПРЕДИСЛОВИЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ Я ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТУ РАБОТУ
-
- На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. Наверное, настала пора вспомнить сюжеты детской литературы, на которых вырос я и выросло все мое поколение. И облечь благодарность, которую я чувствую к их авторам, из аморфной в зримую, конкретную форму. Это тем более необходимо сделать в связи с тем, что сюжеты детской советской литературы и сегодня не потеряли свою "актуальность", как говорят литературоведы. Вспоминаем мы их сегодня и в связи с кризисом концептуальности, характерном для постсоветского общества. Теперь, как известно, на смену идеологии строителей коммунизма пришла "рыночная" идеология ( или попросту говоря - усовершенствованная буржуазная идеология ), которая не предложила ничего существенно нового в деле воспитания подрастающего поколения.
- В советское время существовала стройная, объяснимая модель воспитания юношества ( октябрята - пионеры - комсомол ), которому четко давали понять, к чему ему надо стремиться. Теперь эта модель размыта, на смену единому мощному вектору воспитания пришла многовекторность путей развития человека, которую каждый из писателей, творящих для детей и юношества, понимает по-своему. В демократическом обществе каждый из писателей тащит одеяло на себя, не заботясь о том, как его произведения будут встроены в современную систему воспитания и образования.
- Собрав воедино более трех десятков объемных произведений советских писателей, предназначенных для детей, которые я ценю, я обнаружил, что они, к счастью, за редким исключением, не идеологизированы. Они не напоминают те рассказы о пионерах-героях, книжка с которыми была в моем распоряжении в юном возрасте, где настойчиво предлагалось следовать образцу поведения героев, пожертвовавших своей жизнью ради абстрактных идеалов. Они могли бы появиться и в "российское" время, ибо основной упор на них сделан на то, что М.С.Горбачев ( не к ночи будь он помянут ) называл "общечеловеческими ценностями". В самом деле, в них мало "советского", идеологического, и основной упор сделан на вечные, непреходящие ценности - дружбу, любовь к родителям, справедливость, честь, доброту к другим людям. Герои их - те же советские дети, но наделенные отличающими их, выделяющими из ряда сверстником качествами, - храбростью, сообразительностью, чувством юмора, способностью поддержать товарища в трудную минуту. В.Крапивин даже назвал своих героев особым словом - "койво" ( дети, наделенные сверхспособностями, которые, впрочем, не сразу заметны постороннему человеку ).
- Теперь немного - о "методе" настоящего исследования ( куда же без него ). Это прежде всего рассмотрение произведений писателей для детей на уровне сюжета и образов героев. Сюжетный анализ позволит нам лучше понять, как выстраиваются эти замечательные произведения, что держит в напряжении или просто привлекает внимание читателя в них. Концепт "Образы героев", его изучение предполагает рассмотрение связанных с героями произведений детских писателей устойчивых характеристик - мотивов, речевых характеристик героев и персонажей, их связей с другими героями. Другая цель данного исследования - познакомить читателей с, может быть, им еще неизвестными произведениями советской детской литературы, пробудить в читателях интерес к ним и побудить их к чтению заявленных книг.
- Произведения детских советских писателей в свое время издавались немалыми тиражами, и поэтому оказывали влияние на умы подрастающего поколения. В отличие от работ современных детских писателей, которые, по сравнению с их советскими коллегами, читают единицы. Видимо, власть придержащие в современной России считают, что у власти есть более важные заботы, нежели популяризация важных для воспитания детей книг детских авторов. При этом нельзя отделаться от мысли, что, вероятно, современные детские писатели так и не предложили никакой концептульной содержательности в своих произведениях, способной увлекать молодых их читателей. Может быть, они просто не сберегли свой талант ( если он у них когда-то был )?
- Вы заметите, что большинство произведений, рассмотренных мною, относится к годам "перестройки" - второй половине 80-х годов прошлого века. Это было время расцвета детской ( да и взрослой ) советской литературы. Объявленные гласность и плюрализм позволяли писателям высказываться в своих книгах без набивших уже оскомину идеологических клише. В какой-то степени это было и время смелых экспериментов в области сюжетов и героев. Новизне сюжетов и образности книг будет уделено в моем исследовании особое внимание.
- ПОДРОБНО - СМОТРИ ЗДЕСЬ - http://samlib.ru/p/petrakow_i_a/lekciiposowetskojdetskojliterature.shtml
|